Рекламное агентство ВЕК Дизайн и собственное производство
наружной рекламы
+7 (495) 107-02-83
Отправить заявку
Москва,
поселок Знамя Октября, д.31

E-mail: ra_vek@mail.ru

Этические нормы в наружной рекламе

Для того, чтобы сохранять эффективность в течение всей рекламной кампании, наружная реклама должна отвечать не только тем требованиям, которые предъявляет рекламодатель, но и требованиям закона. Она не может противоречить действующему законодательству и общепринятым морально-этическим нормам. В противном случае местные власти и контролирующие органы могут либо вовсе не допустить размещения рекламы, либо потребовать ее снятия в любой момент.

С конкретными требованиями закона все просто и ясно. Рекламная продукция не должна содержать призывов к свержению конституционного строя и организации беспорядков, к дискриминации граждан, к совершению преступлений и ущемлению прав и свобод человека. Запрещается разжигание расовой, национальной и религиозной розни. Нельзя рекламировать любую преступную деятельность. Неприемлемо использование в рекламных материалах нецензурных слов и выражений.

Но существуют и такие моральные ограничения, которые прямо в законах не упомянуты. И вопрос о том, какая наружная реклама допустима на улицах города, а какая нет, решается муниципальными органами на местах довольно субъективно.

Можно отметить одну особенность, характерную для нашей страны. В российском обществе безнравственными и недопустимыми в публичном пространстве считаются многие проявления сексуальности. Между тем, эротические мотивы - очень эффектный способ привлечения внимания, и в рекламе они используются активно. И самый главный из этих мотивов - конечно, женская нагота.

Жанр «ню» - один из самых древних в мировом искусстве. Но когда речь идет не о живописи или скульптуре, а о фотографиях или видеосъемке живых людей, это почему-то вызывает протест у значительной части населения - причем вне зависимости от художественных достоинств произведения.

Тем не менее, создатели рекламы не хотят отказываться от столь эффективного инструмента. В телевизионной рекламе с помощью умелой режиссуры, операторской работы и монтажа можно создавать эротические намеки, к которым практически невозможно придраться. Затемнение, смена фокуса, размытие кадра - все это позволяет добиться нужного результата.

Но в наружной рекламе, где изображения статичны, любой подобный намек может показаться слишком откровенным.

В других странах представления о нравственных нормах и границах в рекламе (как и в искусстве вообще) могут заметно отличаться. Один из свежих примеров - рекламная кампания известного немецкого парфюмерного бренда, с огромным успехом прошедшая в Германии и многих странах Европы. В центре сюжета рекламных роликов, постеров и билбордов этой кампании был образ прекрасной женщины с обнаженной грудью в потоках солнечного света и освежающего ветра.

В России эта реклама была запрещена еще до выхода на экраны телевизоров и на улицы городов. Ее можно найти только в интернете и на страницах журналов для мужчин.

Чтобы избежать проблем, при разработке наружной рекламы в России следует избегать не только изображений, которые могут вызвать осуждение у значительной части населения (и как следствие - поток жалоб в уполномоченные инстанции), но и двусмысленных текстов. Специалисты рекламно-производственной компании Век при разработке наружной рекламы учитывают тот факт, что любая двусмысленность может быть истолкована не в пользу рекламодателя и создателей рекламных материалов.

Важной особенностью наружной рекламы является то, что ее корректность и соответствие закону и общепринятым нравственным нормам контролируется местными органами. В результате регулярно возникают ситуации, когда в каком-нибудь провинциальном городе запрещается реклама нижнего белья, совершенно невинная с точки зрения москвичей и жителей других мегаполисов. Оспорить решение о запрете или снятии рекламы можно в суде - однако суды в провинции обычно столь же консервативны.

Таким образом, единых рецептов по поводу соблюдения морально-этических норм в наружной рекламе не существует. Подсказать их организаторам рекламных компаний должны их собственные моральные принципы, вкус и эстетическое чувство. Самое главное - не допускать безвкусицы и пошлости, и тогда поводов для недовольства даже самой эпатажной рекламой будет гораздо меньше.