Рекламное агентство ВЕК Дизайн и собственное производство
наружной рекламы
+7 (495) 107-02-83
Отправить заявку
Москва,
поселок Знамя Октября, д.31

E-mail: ra_vek@mail.ru

Манипулирование сознанием

Наверное, у большинства людей понятие «манипулирование сознанием» вызывает представление о гипнозе, психотропных средствах или о фантастических устройствах вроде излучающих башен, показанных в фильме «Обитаемый остров». И в средствах массовой информации, и в обычных разговорах нередко можно услышать о «промывании мозгов», «зомбировании» или о тотальном контроле над сознанием людей с помощью неких чипов, встраиваемых в организм.

Воздействие рекламы на подсознание

Те, кто к подобным идеям относится скептически, порой впадают в другую крайность. Они считают человеческое сознание полностью независимым и на этом основании отрицают возможность манипулирования сознанием.

Истина же, как обычно, лежит посередине.

Как правило, для манипулирования сознанием не требуется ни гипноз, ни химия, не говоря уже о фантастических излучениях. Но и без этого человеческому сознанию очень трудно сопротивляться манипулированию.

Дело в том, что сознание функционирует не в вакууме. Любые сознательные решения человек принимает на основе известной ему информации. А это означает, что именно с помощью информации и можно эффективно манипулировать сознанием.

Определимся, прежде всего, что следует понимать под манипуляцией. Тут все достаточно просто.

Манипуляция сознанием - это такие действия в информационной сфере, заставляющие людей принимать не те решения, которые выгодны (необходимы, приятны, интересны) им самим, а те, которые нужны организатору манипуляции.

Простейший и в то же время важнейший пример манипуляции сознанием - реклама.

Основная цель рекламы - заставить покупателя приобрести не тот товар, который он сам бы выбрал на основании достоверной информации о его потребительских свойствах, а тот, который ему агрессивно навязывают.

Благодаря рекламе лучше продаются не те товары, которые объективно более качественны, а те, которые больше на виду. Даже простое повторение имени бренда создает у большинства людей иллюзию, что о товарах этой марки они знают больше, чем о любых других. И когда наступает время выбора - что купить? - они отдают предпочтение знакомому названию.

И постоянное расхваливание преимуществ одного товара перед другими, аналогичными, тоже откладывается в сознании и подсознании людей. Даже если разумом они не очень верят в то, что говорится в рекламе, подсознание срабатывает все равно, и это приводит к очевидному результату. Чем креативнее и агрессивнее реклама, тем больше продажи.

Это и есть манипуляция сознанием в чистом виде, то есть принуждение людей к принятию определенного решения с использованием информационных методов.

Однако воздействие на сознание людей и на их выбор посредством рекламы - это лишь частный случай манипуляции сознанием. Не менее важным является другой аспект, а именно - манипуляция сознанием в политических целях.

Политическая манипуляция

Разными авторами, писавшими на эту тему, понятие «манипуляция» применительно к политике трактуется неодинаково.

Профессор Тюменского государственного университета доктор психологических наук Евгений Доценко в своей монографии, посвященной манипуляции, как феномену, приводит несколько определений из работ отечественных и зарубежных авторов.

Так, Б.Н. Бессонов называет манипуляцию «формой духовного воздействия и скрытого господства, которая осуществляется насильственным путем».

Для Д.А. Волкогонова манипуляция - это «управление изменением внутреннего мира человека и господство над его духовным состоянием».

В.Н. Сагатовский относит к манипулированию любые случаи отношения к людям, «как к средству, объекту, орудию».

С Сагатовским солидарен Э. Шостром («эксплуатация других людей, использование их в качестве объектов, вещей).

Однако наиболее четкие и понятные определения дают О.Т. Йокояма («обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов) и особенно Л. Прото («скрытое влияние на совершение выбора»).

Осуществлять политическую манипуляцию можно разными способами - от скрытого обмана до прямого насилия. Но здесь специалисты рекламного агентства Век, которое специализируется на изготовлении широкоформатной печати и наружной рекламы, говорят о манипулировании общественным сознанием с использованием информационных методов.

Цель такого воздействия очевидна - заставить людей делать не то, что им хочется, а то, что нужно манипулятору.

А вот на средствах, инструментах и методах манипулирования сознанием имеет смысл остановиться подробнее.

Объекты манипуляции

Политическая реклама

Объектами манипулирования сознанием могут быть отдельные люди, группы людей, социальные слои и движения и все общество в целом. Но следует отметить, что все эти варианты тесно взаимосвязаны между собой.

Так, например, люди в своей деятельности и в своих суждениях склонны доверять авторитетам и лидерам. Если получается манипулировать лидером какой-то группы людей, то через него можно манипулировать и всей этой группой. А если скрыто управлять сознанием человека, авторитетного для всего общества, то он становится инструментом для влияния на все общество в целом.

Таким образом, даже контроль над сознанием одного человека может дать большой эффект. Нужно только правильно выбрать объект.

С другой стороны, харизматичный лидер или просто авторитетный человек сам может стать успешным манипулятором. Такую ситуацию можно рассмотреть на примере религиозных сект.

В религиозной сфере манипуляция общественным сознанием вообще используется довольно широко. И это как нельзя лучше показывает, что манипулирование сознанием нельзя оценивать сугубо отрицательно. Ведь, к примеру, внедрение нравственных норм, снижающих уровень жестокости и насилия в обществе - это весьма положительное явление. А между тем, в религии для этой благой цели используются манипуляционные методы.

Но наиболее ярко все стороны манипуляции сознанием проявляются именно в замкнутых сектах. Харизматический лидер (или группа лидеров) буквально берет под контроль сознание остальных членов секты. И делается это сравнительно просто.

Прежде всего, сокращаются контакты сектантов с внешним миром и поступление информации извне. Вся внешняя информация объявляется ложной и опасной. Во избежание соблазна ее не рекомендуется анализировать самостоятельно. С другой стороны, эта информация систематически разоблачается «сверху». Лидеры секты могут, например, внушать адептам, что все другие религии ложны и что следование любой из них влечет неисчислимые бедствия для души и тела. Или что весь мир одержим силами тьмы и движется к катастрофе, и только в данной секте можно найти спасение.

При этом та информация, которая исходит от лидеров и провозглашается истиной в последней инстанции, постоянно повторяется. Основу ее, как отмечают специалисты рекламного агентства Век, чаще всего составляют устрашения и обещания. Обещание спасения, посмертного воздаяния, райского блаженства, хорошего перерождения, нирваны сочетается с нагнетанием страха перед наказанием за грехи, за уклонение от веры, за уход из секты.

Наиболее интересно здесь то, что в секте в концентрированном виде отражаются те методы, которые широко применяются и в политической манипуляции, а отчасти и в рекламе.

Инструменты и методы

Видеореклама

Вернемся на минутку к рекламе и разберем хорошо известный телевизионный ролик, рекламирующий некое чудодейственное средства от известкового налета в стиральных машинах.

Сначала вам говорят, что от известкового налета в мире ежедневно ломаются миллионы стиральных машин. А затем сообщают, что есть средство, которое полностью удаляет известковый налет. Оно спасет вашу машину, и она будет служить вам еще очень долго.

Налицо устрашение, а затем обещание. Но есть и еще один момент.

Дело в том, что первая часть ролика (устрашение) - это ложь от начала до конца. Никакие миллионы машин от известкового налета не ломаются. Но вы-то об этом не знаете. По телевизору об этом не рассказывают, и в газетах пишут редко. Эта информация есть в интернете, но ее надо специально искать. А рекламный ролик крутится по телевизору десятки раз в день.

Вот и выходит, что вы фактически отрезаны от альтернативных источников информации.

А значит, мы получаем все ту же триаду:

  • Отсутствие альтернативной информации
  • Устрашение
  • Обещание

Но, рассматривая этот ролик и многие другие, организованные по такой же схеме, мы можем заметить еще одну важную вещь.

Основным инструментом манипуляции общественным сознанием являются средства массовой информации. Причем телевидение (и отчасти радио), как отмечают специалисты рекламного агентства Век, в этом деле важнее газет и журналов, а традиционные СМИ (электронные и печатные) пока еще важнее интернета.

Недаром телевизоры в интеллектуальной среде все чаще называют «зомбоящиками», а телебашни сравнивают с наркотической иглой.

Контроль над электронными СМИ - весьма эффективное средство для манипулирования общественным сознанием. И здесь наиболее соблазнительный путь - это прямой государственный контроль и тотальная цензура.

Однако этот путь - далеко не самый эффективный. При отсутствии альтернативной информации люди начинают испытывать информационный голод. Они всеми правдами и неправдами ищут стороннюю информацию (от зарубежных радиопередач до слухов и сплетен) и все меньше склонны доверять официальным СМИ.

А вот когда альтернатива есть, складывается несколько иная ситуация.

Дело в том, что люди в массе своей - конформисты. Они тяготеют к мнению большинства. И если убедить в чем-то большинство, то альтернативные точки зрения автоматически станут маргинальными. Они будут интересны лишь небольшой части людей, не оказывающих заметного влияния на общество.

Лучшим способом убеждения большинства является метод многократного повторения. Его называют еще «методом Геббельса», однако он широко используется и в странах с относительной свободой слова. Правда, в этом случае сложнее заставить ведущие СМИ повторять одно и то же. Но дело упрощается тем, что, как правило, наиболее влиятельные СМИ находятся в руках небольшой группы людей, у которых есть общие интересы. Или же их можно убедить, что у них - общие интересы. А если так, то первый шаг пройден. Предпосылки для манипуляции общественным мнением созданы.

А дальше начинается основной этап.

Чем дольше СМИ в один голос повторяют, что некий иностранный диктатор угрожает всему миру оружием массового уничтожения, тем больше людей этому верят. И тем больше народу поддерживают действия правительства по устранению зарубежного диктатора, если понадобится, то и военным путем.

Потом, через несколько лет, выясняется, что СМИ без конца повторяли ложь, и что никакого оружия массового поражения у диктатора не было. Но уже поздно. Война закончена, и диктатор свергнут и казнен. Манипуляция удалась.

Другой пример - пресловутая западная политкорректность. Понадобилось немало времени, чтобы политкорректность стала доминировать в общественном сознании Америки и Европы. От первых шагов Кеннеди до окончательной победы политкорректности при Клинтоне прошло более четверти века. Но теперь дело сделано. Доминанта определена.

И в результате все неполиткорректные точки зрения автоматически становятся маргинальными. В Европе с некоторыми из подобных точек зрения пытаются бороться уголовными и административными методами, а в США это не принято.

В Америке вполне открыто действуют расисты, фашисты, гомофобы, женоненавистники и прочие противники политкорректности. Им почти не мешают высказываться, их мнение не подвергают цензуре, но их практически никто не слушает.

Именно такую ситуацию и можно считать самым очевидным и самым оптимальным результатом ненасильственной информационной манипуляции общественным сознанием.

Страх, как средство манипуляции

Манипулирование сознанием

Очень многие человеческие реакции прямо или косвенно основаны на страхе. При этом восприятие страха в человеческом обществе парадоксально. Собственный страх для человека - крайне негативная эмоция. А с другой стороны, чужой страх и все, что с ним связано, неизменно возбуждает интерес. Именно этим вызывается, как отмечают в рекламном агентстве Век, особая любовь широкой публики к триллерам, фильмам ужасов и криминальным историям (как вымышленным, так и реальным).

Этот интерес активно и успешно эксплуатируется политическими манипуляторами. Особенность соответствующего метода манипуляции (известного, как «метод страшилок») в том, что первая стадия (устрашение) во многих случаях не требует никаких усилий. СМИ не надо принуждать или убеждать демонстрировать «страшилки». Они и так охотно делают это ради рейтинга.

Таким способом можно достаточно легко создать в обществе, например, впечатление безудержного криминального разгула. А затем использовать это впечатление для дальнейших манипуляций.

Продемонстрируем только два варианта развития событий.

Первый - на фоне реального или мнимого криминального разгула в обществе укрепляется мнение о необходимости жесткого наведения порядка. В результате альтернативные точки зрения становятся маргинальными. Тех, кто говорит, что обществу, наоборот, нужно больше свободы - просто не будут слушать.

А второй - это пиар политиков или должностных лиц, обещающих навести порядок. Например, в США должности прокурора и шерифа (начальника полиции) являются выборными. И типичная предвыборная кампания включает те же самые механизмы. Сначала - устрашение методом демонстрации криминального разгула. Затем - обещание кандидата этот разгул обуздать. А через некоторое время после избрания - подключение метода «хороших новостей». Это значит, что через близкие к нему СМИ новый прокурор начинает убеждать избирателей, что ему удалось обуздать преступность. Тем самым он готовит почву для переизбрания на новый срок.

При этом реальное положение дел определяющей роли не играет. Важно не то, что происходит на самом деле, а то, что говорят и пишут об этом СМИ. Чем больше СМИ контролирует манипулятор и чем более они влиятельны и авторитетны, тем выше вероятность успеха манипуляции.

Способствует успешному манипулированию общественным мнением умелое использование таких методов, как «полуправда» и «большая ложь».

Откровенную ложь во многих ситуациях довольно легко разоблачить. Поэтому выгоднее говорить правду. Но с помощью исчерпывающей правдивой информации манипулировать общественным мнением невозможно. А метод полуправды позволяет утаивать или затемнять невыгодные для манипулятора моменты и всячески выпячивать и высвечивать выгодные.

Что касается «большой лжи», то это понятие ввел в обиход министр пропаганды фашистской Германии Геббельс. «Чем чудовищнее ложь - тем скорее в нее поверят», - говорил он.

И действительно - чудовищная, неправдоподобная ложь может вызывать у людей обратную реакцию:

- Это невозможно придумать, а значит, это было на самом деле.

В этой статье мы рассмотрели лишь некоторые аспекты и некоторые методы манипуляции сознанием. Существует целый ряд исследований на эту тему. Книги и многочисленные статьи на эту тему издаются как в нашей стране, так и за рубежом. Из последних отечественных монографий можно назвать, например, книгу С.Г. Кара-Мурзы, которая так и называется «Манипуляция сознанием». Правда, далеко не все психологи и политологи согласны с рассуждениями и выводами автора этой книги. Но в качестве отправной точки для более глубокого изучения проблемы данная книга может быть весьма полезна.