Рекламное агентство ВЕК Дизайн и собственное производство
наружной рекламы
+7 (495) 107-02-83
Отправить заявку
Москва,
поселок Знамя Октября, д.31

E-mail: ra_vek@mail.ru

История широкоформатной печати

Идея монументальной рекламы и пропаганды родилась еще в первобытные времена. Некоторые образцы пещерной графики поражают своим гигантизмом. Стены пещер на сотни метров вширь и на несколько метров в высоту украшены рекламой охотничьих подвигов. Многие исследователи, правда, считают эти изображения культовыми, то есть предназначенными для языческих священнодействий, но с тем же успехом можно видеть в них рекламу охотничьих побед.

История широкоформатной печати

В эпоху древних империй гигантские тексты и изображения стали важнейшим инструментом пропаганды.

Царь, одержавший большую победу, считал своим долгом выбить на камне как описание битвы в тексте, так и важнейшие эпизоды в картинках для тех, кто не умеет читать. И чем сильнее был царь, тем выше и больше была скала, на которой художники и рабы месяцами высекали памятные надписи и изображения.

Однако главным инструментом рекламы и пропаганды на много веков вперед стала живопись. При меньшей сохранности текстов и изображений живопись имела несколько очень важных преимуществ перед резьбой по камню и скульптурой. Первое из них - это скорость работы, а второе - яркость и живость красок.

Недаром живопись в качестве важнейшего способа рекламы дожила до двадцатого века. Не только в первой половине прошлого столетия, но даже и во второй (вплоть до девяностых годов!) в штате большинства советских кинотеатров числился художник, который от руки рисовал афиши.

Но началось это гораздо раньше. Живопись, как средство монументальной пропаганды - например, религиозной и политической - активно использовалась со времен Древнего Египта, а наивысшего расцвета достигла в Древнем Риме.

В Средние века живопись на время вышла из моды, но она восстала из пепла в эпоху Возрождения. И уже тогда изображения, написанные красками от руки, активно использовались в рекламе кабачков, постоялых дворов и лавок. Просто эти картинки, в отличие от шедевров, в большинстве своем до нас не дошли.

Возникновение полиграфии, казалось бы, должно было сразу потеснить живопись из рекламного пространства.

История широкоформатной печати

Но нет - у полиграфии оказался один непреодолимый изъян. От Гуттенберга и до наших дней самым большим форматом для всех традиционных способов печати остается А0 (который в старину именовался «целый лист») - то есть размер, соответствующий развороту большой газеты.

Для настоящей широкоформатной печати такого размера мало. Именно поэтому, несмотря на постоянное совершенствование типографского оборудования, в XIX веке наступил настоящий расцвет живописной рекламы. Красками от руки оформляли и витрины, и театральные афиши, и рекламные плакаты. Причем такой подработкой подчас не брезговали даже известные художники.

Но у этого способа специалисты рекламного агентства Век отмечают два существенных недостатка. Во-первых, за короткий срок невозможно сделать много крупноформатных изображений. А во-вторых, среди них не будет даже двух одинаковых. Копия, сделанная художником, неизбежно отличается и от оригинала, и от других копий.

Решения этой проблемы предлагались разные. Например, в XX веке - особенно в социалистических странах - для крупноформатной рекламы и пропаганды широко применялись различные способы изготовления идентичных изображений на ткани.

Но настоящего прорыва удалось добиться только в 80-е годы прошлого столетия, когда появились технологии цифровой печати.

В 1989 году компания VUTEk выпустила на рынок первый плоттер для широкоформатной печати, работающий под управлением компьютера. Ширина рабочего поля этого устройства составляла 2,43 метра. Через год фирма VUTEk предложила покупателям печатное устройство шириной 4,8 метра.

И дальнейшее развитие широкоформатной печати оказалось неразрывно связано с развитием компьютерной техники в целом.

Дело в том, что качество широкоформатной печати напрямую зависит от разрешения и глубины цвета, а чем они выше, тем больше размеры графических файлов, которые приходится обрабатывать на компьютере.

История широкоформатной печати

Понятно, что компьютеры восьмидесятых годов с оперативной памятью не больше нескольких мегабайт и жесткими дисками в считанные десятки мегабайт, не могли обрабатывать гигантские файлы с высоким разрешением. Соответственно, качество широкоформатной печати росло постепенно - вместе с увеличением мощности компьютеров.

В девяностые годы появился особый тип компьютеров - графические станции, адаптированные для работы с изображениями. Графические станции существуют и до сих пор, но теперь они чаще применяются в анимации и работе над спецэффектами для кино. С обработкой файлов для широкоформатной печати в наше время вполне справляются обычные компьютеры.

На протяжении последних двадцати лет постоянно росли как размеры рабочего поля широкоформатных принтеров и плоттеров, так и их максимальное разрешение.

В России первые широкоформатные принтеры появились в 1995 году, и поначалу такая реклама была только в Москве и Питере. Однако рынок широкоформатной рекламы развивался довольно быстро, и к настоящему времени доля московского региона на этом рынке упала ниже 20%, а рекламные щиты формата 3х6 метров появились даже в провинциальных райцентрах.

Специалисты рекламного агентства Век отмечают, что сегодня формат 3х6 метров является в России наиболее популярным - до 2/3 всей продукции широкоформатной печати. Еще 20-25% составляют сити-форматы, которые меньше (от 180х120 см). Доля нестандартных гигантских форматов составляет менее 10%.

Обычное разрешение широкоформатной печати для наружной рекламы составляет 360 точек на дюйм и менее. При использовании крупноформатной рекламы в помещениях разрешение должно быть выше - вплоть до 2880 точек на дюйм, но и размер изображений в этом случае, как правило, меньше. Для изготовления малотиражной рекламной продукции формата А0, а также меньших по площади рекламных материалов обычно используются широкоформатные струйные принтеры.