Рекламное агентство ВЕК Дизайн и собственное производство
наружной рекламы
+7 (495) 107-02-83
Отправить заявку
Москва,
поселок Знамя Октября, д.31

E-mail: ra_vek@mail.ru

Печатная реклама XVIII и XIX веков

При Петре в России существовало уже довольно много видов печатной продукции, которая могла использоваться для рекламных целей. Прежде всего это гравюры и эстампы, позволявшие совмещать сколь угодно сложные рисунки с текстом.

Печатная реклама

Все более заметно преображался и лубок. Возьмем, например, листок, на котором изображены образцы парфюмерии и косметики. Продавщица протягивает один из флаконов покупателю, а тот, как отражено в пояснительном тексте, интересуется:

- Это французское?

- О да! – отвечает мадемуазель. – Самое свежее.

Это уже не потешная картинка, какой был русский лубок в начале своей истории. Это – настоящая рекламная листовка. Причем имиджевая, поскольку она рекламирует не конкретный магазин, а именно французскую продукцию.

Пришло из Европы и такое явление, как афиша – броское объявление, оповещающее о каком-либо увеселительном мероприятии. А таких и при Петре, и после него было много – ассамблеи, фейерверки, балы и спектакли постоянно давались и при дворе, и в домах вельмож.

Но что еще важнее, именно при Петре Великом в России появилась первая настоящая газета.

Если «Куранты», которые издавались при Алексее Михайловиче тиражом в несколько экземпляров, были, скорее, сводкой мировых событий для царя и его приближенных, то «Ведомости», которые начали выходить в 1703 году – это была уже полноценная газета европейского образца. И в ней уже очень скоро стали появляться рекламные объявления. Правда, поначалу они исходят еще не от частных лиц, а от людей, приближенных ко двору – ведь газета «Ведомости» была государственным изданием.

Тем не менее в этой газете уже при Петре печатаются объявления вполне коммерческие. Например, приглашение посетить курорт с целебными минеральными водами, опубликованное в «Ведомостях» в 1719 году.

Объясняется эта публикация просто – курорту протежировал великий князь Александр Меньшиков, фактически второй человек в государстве.

Но период, когда для публикации рекламных объявлений в «Ведомостях» надо было иметь вес при дворе, продлился не слишком долго. К середине XVIII века газета уже охотно принимала частные объявления за деньги. В этот период стали появляться специальные рекламные полосы, а затем и отдельные рекламные приложения к газете.

Именно тогда, как отмечают в рекламном агентстве Век, сформировался и характерный стиль рекламных объявлений – лаконичный, без лишних подробностей и ненужных слов, и в то же время с упоминанием всех важных деталей. Плата взималась за газетную площадь, отведенную под объявление, и уже тогда стало очень важно, с одной стороны, привлечь внимание читателя к объявлению, а с другой, дать максимум информации, затратив минимум пространства.

Во второй половине XVIII века число газет в России стало расти, и теперь уже не все они были государственными. Например, вторая российская газета – «Московские ведомости» - издавалась под эгидой Московского университета.

Для новых газет реклама была важным источником финансирования. По занимаемой площади рекламные полосы сначала сблизились, а потом и сравнялись с информационными. И если не принимать во внимание некоторую архаичность языка, то в большинстве своем рекламные материалы тех времен во многом напоминали современные. Разве что лошадиных сил в выставляемых на продажу транспортных средствах было поменьше – от одной кобылы, до роскошного выезда из восьми лошадей с каретой.

Впрочем, характерной особенностью российской рекламы того времени были объявления о продаже людей. Увы, в восемнадцатом веке закрепощение российских крестьян дошло до той крайней стадии, когда положение крепостного практически не отличается от положения раба. Крепостных стало возможно продавать без земли, и со времен Екатерины II на сто лет вперед газеты запестрели объявлениями типа: «Продается выезд на шесть лошадей с каретой и кучер с женой».

С другой стороны, точно такими же объявлениями в те же самые годы – с 1770-х до 1860-х пестрели и газеты за океаном, в США. И надо заметить, что в России отмена крепостного права произошла почти на два года раньше, чем полная отмена рабства в Соединенных Штатах (соответственно, февраль 1861-го и декабрь 1862-го).